Здравствуйте уважаемые, читатели!

Сегодня мы поговорим о болтах. Нет-нет, не о "болтах", как о мужском достоинстве, а о болтах, как крепежном изделии.

Для начала немного теории.

"Болт
[от нижненем. bolt (e)], крепёжная деталь для разъёмного соединения частей машин и сооружений в виде стержня с резьбой на одном конце и шести- или четырёхгранной головкой на другом. Конструкции Б. весьма разнообразны в зависимости от назначения болтового соединения. Б. изготовляют из углеродистой, низколегированной или специальной стали, латуни и др." - Большой Энциклопедический Словарь.

http://img.liveinternet.ru/images/attach/1/4600/4600459_bolt1.jpg

Вот фотография примитивного болта.

Теперь давайте разберемся в головках болтов.

Головки болтов бывают следующих видов: под "грибок" (обычно используется выменсте с гайко, т.к. закрутить его не удастся ничем), под шлицевую отвертку, под крестовую отвертку, под рожковый ключ,  типа - "HEX" (шестигранник), типа - "Torx" (звездочка), ипа SQR (квадрат), Рым-болт (с сольцом вместо головки, обычно применяют для строповки), а также типа - "внутренний треугольник" (точного названия не помню).

Конечно же у каждой из головок болтов, есть свои плюсы и минусы. Велосипедистам я рекомендую использовать болты типа HEX и Torx, по нескольки причинам. Вот две наиболее весомых: 1) инструмерт занимает мало места и весит очень мало и 2) можно подобрать болты, практически, с любой резьбой и головками под один ключ.
Также болты под HEX и Torx можно поставить туда, где нельзя подлехть рожковым ключем или отверткой.

Так. Вроде с головками разобрались. Преходим к главному - резьбе.

Существует великое множество резьб. Классифицируем их следующим образом: по типу направления - левая (нарезана против часовой стрелке, если смотреть на резьбу. Закручивается влево! Используется редко) и правая (нарезана по часовой стрелке. Закручиваетсмя вправо. Стандартная резьба); по типу  мерительной системы - метрическая (стандартная резьба. Измеряется в мм) и дюймовая (используется в основном в сантехнике. Измеряется в дюймах); по топу конусности - коническая (болт выглядит вот так / \. Грубо говоря сходится на конус от коовки к началу резьбы) и цилиндрическая (болт - обычный цилиндр с резьбой и шляпкой).

Эта основная классификация на мой взгляд. Более подробную и точную ищите в "Справочниках машиностроителя".

Едем дальше.

Теперь учимся читать маркировку болтов. Например: болт М5х1,25х20, класса точности B кл. пр. 8.8 - это означает, что перед вами болт с внешним диаметром резьбы равным 5мм, шагом резьбы 1,25мм, длинной резьбы 20мм, классом точности В ( чем выше класс точности, тем лучше. Но на велосипеде это несущественно) и классом прочности 8,8 (чем больше эта цифра, тем прочнее болт).
Также существуют: высокопрочные болты - болт типа "фиг сломаешь", болты из нержавейки - болт типа "не ржавеет, но тянется как жвачка", из "карбона" (http://www.x-c.spb.ru/tech/carbonbolts.htm) и многие другие.
 
Пожалуй хватит с прогрузом теорией. Перейдем к практике.

Самое важное, что нужно знать - это маркировка болта и шаг резьбы.
Как определить шаг?! Да очень просто берем штангенциркуль и... Идем в магазин с надписью "Метизы", показываем болт продавцу, он говорит какой шаг резьбы вам нужен. Покупаем мешок болтов и едем домой.

Все. Практика.

Настоятельно рекомендую ставить по всему велосипеду болты под один ключ HEX. Это не только удобно (возишь с собой один ключ на 5мм), но и весьма практично (сорвал болт в подсиделбном хомуте, выкрутил, поставил один из выноса. До дома доедешь).

Болты под рожковый ключ(внешний шестигранник), можно использовать для креплния шатунов. Такая годовка позволит затянуть болты несколько сильнее без опасения сорвать болт, но накладывает ограничение (придется использовать торцевой ключ. Возить его с собой весьма проблематично).

Если вы сорвали головку болта или порвали болт, то купите болт с таким же классом прочности и под такой же ключ. Производитель не дурак и просто так именно этот болт ставить не будет.

Всегда возите с собой 3-4 болта М5х15(20) под HEX и пакетик с шайбами. Это не тяжело. Но в один момент может очень сильно пригодится.

А теперь самое важное.

  КАК ЗАТЯГИВАТЬ БОЛТЫ?!
Болты на велосипеде нужно затягивать с определенным моментом N*m (производители в мануале пишут каким именно). Но что делать если у вас нет динамометрического ключа?! Или нет возможности их(!) купить (Ведь не каждый готов отдать 1500р за один (а требуется как минум 3) ключ)? Будем использовать наши руки.
Не надо затягивать болты со всей силы, да еще и наживлять ключ трубой или стучать по нему молотком. Это к хорошему не приведет, а убъет как болт, так и железку (вынос например).
Затягиваете болты ключем до тех пор, пока он крутится свободно! Как только почувствуете что болт закручивается туго, сделайте 1/4 оборота. Этого хватит, чтобы болт не раскруился сам собой и небыло перетяжки. Если боитесь, что болт раскрутится, то сделайте 1/2 оборота, но не больше. Или используйте герметик резьбы.

В заключение добавлю, что резьба на левой педали и левой чашке каретки, как ни странно, ЛЕВАЯ! Остальные резбы правые. Все болты на велосипеде ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ МЕТРОВЫЕ, как правило со стандартной резьбой. Если "убили" болт, то ищите его либо в автомагазине, либо в "Метзах".

У меня все. Спасибо, что дочитали этот бред до конца.

Дополняйте, если у кого что есть.

З.Ы. Если есть предложения по следующей статье пишите.
З.Ы.Ы. В Тольятти богатый вибор крепежа есть в магазине ДБ "Орбита" на пересечении ул. Революционной и Ленинского проспекта. Это не реклама, а дельный совет.