Доброго времени суток. Не буду много разглагольствовать. Начнем.
Что нам понадобится:
- прямые руки
- смазка (у подоружек брать не надо)
- смывка смазки (пойдет и кеосин из ближайшего стоймага)
- инструмент (куда же без него, СУПЕРМЕНОВ-то нет )
- тряпка
остальное по желанию.
ЦЕПЬ
Время: от 2 мин до 2 часов.
Измерь износ цепи, чтобы узнать имеет ли смысл заморачиваться дальше или твоей цепи пора на свалку.
Как это сделать?! Да легко. Берем линейку на 12" и прикладываем отметку 0" к середине любого пина. Смотрим на отметку 12", чем дальше от нее будет середина пина, тем сильнее изношана твоя цепь.
Что? С цепью все в порядке?! Едем дальше?! Если нет, то выкинь старую цепь и поставь новую. Это дешевле чем менять венсь привод.
Если цепь жива, то нанеси на нее смывку для смазки, подожди немного и смой все жесткой щеткой с горячей мыльной водой (раствор Фэри самое оно). Вытри тряпкой. Потом нанеси водовытесняющее средство (этого делать не обязательно, если хочешь ждать сутки, пока высохнет вода). Затем снова вытри цепь насухо и смажь смазкой. Смазка должна быть внутри цепи, поэтому ототри снаружи все излишки, иначе к ней будет прилипать грязь.
Все. С уепью закончили.
ТОРМОЗНЫЕ РУЧКИ И МАНЕТКИ
Время: 2 мин
Эти железки требуют всего каплю смывки, чтобы удалить выступившее на корпус масло и вытереть его тряпкой насухо. На оси вращения тормозных ручек надо нанести немного масла ,лучше всего из шприца, чтобы не поливать все вокруг. Лишнее вытереть. В манетках типа RapidFire (Shimano или SRAM) нужно снять заглушку, закрывающую место, через которое вставляется тросик (маленькая пробочка со шлицом под крестообразную отвертку), и туда тоже брызнуть немного смазки. И все. С этим тоже закончили.
РУБАШКИ И ТРОСЫ
Время: 5 мин
Переключи задний переключатель на самую большую звезду , а потом, не вращая педали, скинь на самую маленькую (для перекидок с обратной тягой все наоборот). Цепь не даст переключателю сильно сдвинуться, но при этом ослабнет тросик, и ты сможешь без особого труда отстегнуть рубашки от рамы. Двигая их по тросику туда-сюда и добавляя на тросик смывку, их можно прочистить, а потом и смазать жидким маслом. При этом не надо ничего разбирать, а значит потом настраивать. Если тросик капитально заржавел или рубашка протерлась/заломилась, их придется заменить.
ТОРМОЗА
Время: 3 мин
Проверь настройку торомозов. Посмотри как прижимаются колодки.
Расстегни ви-брейки и посмотри на колодки. Очисть их от всякой грязи или замени, если они стерлись.
На дисковых тормозах проверь равномерность износа колодок и их жизнеспособность. Если покрытия осталось ~ 1мм, замени колодки.
Посмотри в суппор, может там что-то застряло. Незабудь все собрать, как было.
РАМА
От 1сек до 10 часов
Для начала помой раму от грязи и прочей гадости. Открой глаза пошире и смотри-сотри-смотри на все, что вызывает у тебя сомения! Внимательно осмотри швы и околошовную зону (~5-7 см от шва) на предмет трещин.
Раму с трещеной необходимо отправить в утиль, если не хотите отправится на кладбище с трещиной в черепе!
Посмотри на вмятины и царапины, если они не глубокие ничего страшного. А если нет, то... Сами догадаетесь.
Помните! Для монокока вмятины и глубокие царапины смертельны!!!
СЕДЛО
Время: 1 мин
Протри седло от грязи любым очистителем одежды. Вытри насухо и нанеси водоотталкивающее средство. Оно стоит копейки. Да и следуй инструкции на упаковке
Если седло кожаное, то нанеси средсто для защиты кожи и дай высохнуть.
Здесь все. Едем дальше.
СИСТЕМА
Время: 1 мин
Скинь цепь с каретки и прокрути шатуны. Они должны вращатся свободно и легко. Минимум 2 - 2,5 оборота.
Проерь люфт во все положениях шатунов. Прислушайся к звуку, скрежета, щелчков и прочего быть недолжно!!!
Посмотри не погнута ли ось каретки. Лекго проверить, смотря сбоку на байк, когда шатуны находятся в горизонтальном положении.
Если хотя бы один из признаков присутствует, то ты попал на замену каретки.
Наконец проверь как прикручены шатуны. Как-то не орошо ловить зубами руль, из-за того что шатун отлетел в воздухе.
РУЛЕВАЯ КОЛОНКА
Время: 2-3 мин
Проверь нет ли люфтов. Сними крушку якоря, вынос и верхнюю крышку рулевой. Сними вилку. Посмотри на подшипники. Если они открытые, то выкинь старый подшипник и поставь новый. Посмотри на чашку-конус. Нет дорожек - хорошо оставляем. Есть дорожки - меняем рулевую. Если у тебя в рулевой "промы", то вытащи ножом пыльник и смаж подшипник или поменяй его целиком. Дело твое.
ПОДВЕСКА
Время: 10 мин - 3 дня
После катания ВСЕГДА пролирай ноги вилки и шток аморта (особенно воздушного) от Г... Это проще, чем потом делать ТО заклиневшей железке.
Используй теплую мыльную воду и зубную щетку, чтобы окончательно отмыть вилку и амортизатор. Обрати особое внимание на пыльники (но не залезай под них, это может привести к загрязнению масла, и ты можешь случайно поцарапать ноги). Если вилка начинает подтормаживать – это явный признак того, что пора менять масло. Вообще, если вилке больше 2 лет, то масло точно надо менять. Большинство вилок можно обслуживать в домашних условиях. В этом нет ничего сложного. Однако если у тебя руки растут из ..., советую обращаться в мастерские. Как правило, сервис не занимает много времени.
ПОДСЕДЕЛЬНЫЙ ШТЫРЬ
Время: 2 мин.
Вытащи подседельник протри от грязи и смаж его и трубу рамы. Вставь обратно и затяни. Если подседел из карбона просто протри его от грязи.
КАССЕТА
Время: 5 мин.
Улей кассету смывкой. Возьми в руки веревку и... щетку. Веревкой пройдись между звездами, а щеткой повех звезд и паука.
КАК НИЧЕГО НЕ ПОТЕРЯТЬ
Всякую мелочевку: болтики, пины, шарики и т.д. Складывай в пластиковую(!!!) коробку. Соблюдай чистоту. Чем меньше грязи, тем лучше для тебя, байка и окружающих!
Запасись ветошью. Наждакоподобная туалетная бумага - идеальное решение. Нет не для тебя, а для твоего байка.
ЧТО ДЕЛАТЬ ПОСЛЕ КАТАНИЯ?!
Все зависит от свободного времени. Есть ТРИ варианта:
5-минутное полоскание. Все, что можно успеть за пять минут: смыть грязь с рамы, покрышек, кассеты и цепи, применить водовытесняющий спрей и смазку для цепи. Это абсолютный, необходимый минимум процедур после катания в мокрую/грязную погоду.
15-минутная чистка. Еще за 10 минут ты успеешь почистить и смазать тросики. Почистить и проверить каретку и рулевую. Убедиться в отсутствии в них люфтов и хруста от песчинок. И проверить износ колодок.
30-минутная полировка. За полчаса можно действительно внимательно заглянуть во все укромные уголки и навести порядок даже там, куда обычно не доходят руки с щеткой. Обрати внимание на манетки и тормозные ручки, переключатели, втулки и кассету. Сделай себе и байку приятное – натри раму полиролью, это не только защитит лак, но и вернет раме изначальный блеск и цвет, а средство для чистки пластика и резины превратит его практически в выставочный образец.
Да и последнее! Если ты моишь байк из Керхера или шланга, то старайся на направлять струю на уязвимые места - подшипники. А если еще к тому же подшипники открытые (насыпные) то забдь о таком способе мойки раз и навсегда!
В сухую и пыльную погоду можно просто протирать ыль сухой мягкой тряпкой.
ДОБАВЛЕНО:
Перед покатушками проверяйте следущее:
* Как затянуты болты выноса, подседельного зажима и штыря, а также системы и звезды.
* Как затянуты все эксцентрик. Особенно колес. Очень неприятно когда колесо откручивается в воздухе.
* Как затянуты оси крепления колес.
* Посмотрите на обода, нет ли в них трещин или глубоких вмятин. Также посмотрите ровный ли обод.
* Посмотрите на "петух". Может он гнутый и вы рискуете распрощатся с задней прекидкой навсегда.
* Проверьте правильность настройки переключателей.
* Проверьте правильно ли настроен успокоитель.
Наконец посмотрите на покрышки. Вытащите из них всякую фигню. Да и не забудте подкачать колеса, если надо.
Все это займет не более 15 минут, конечно не с первого раза, но вы научитесь. И будете катать долго и счастливо.
Все. Кончил.
Надеюсь Вам приголдися зтот урок. Жду коментариев.)))
З.Ы. Следующий урок будет о том: "Что такое болт и с чем его едят?".
Отредактировано Иван (2008-07-31 23:11:57)